О городе возлюбленном

или зачем Богу стены?

 

Введение

Как я пришел к Новому Иерусалиму

Стены города

Вторая высота стен и их направление

Город на карте

Как проверить эти факты

Парадокс времени

Некоторые понятия и термины

Библиография

 

Введение

Эта статья – не есть попытка насаждения новой догмы или идеологии, а является наблюдением и свидетельством из моей жизни, приведшем к осознанию понятия «города возлюбленного» или Нового Иерусалима («Золотого города») по книге Откровения Иоанна Богослова. Я надеюсь, что после прочтения этой работы вы не останетесь равнодушными к изложенному здесь материалу и увидите новые горизонты возможностей христианского мира.

 

Как я пришел к Новому Иерусалиму

С 1995 г. я был соучредителем христианского творческого объединения в г. Воронеже, которое за довольно таки короткий срок успело выпустить несколько христианских творческих работ, которые шли по радио и телевидению. Но дело не столько в этом. Мы решили назвать творческое объединение «Золотой город». Это название, кажется, предложил Константин Масалитинов, который теперь является руководителем студии «Откровение» (г. Воронеж). С тех пор я стал размышлять об этом понятии. Вот что написано в книге 21 главе книги Откровение о граде, сходящем с неба (Синодальный перевод):

 

1  И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет.

2  И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего.

3  И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их.

4  И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло.

5  И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны.

6  И сказал мне: совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой.

7  Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном.

8  Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая.

9  И пришел ко мне один из семи Ангелов, у которых было семь чаш, наполненных семью последними язвами, и сказал мне: пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца.

10  И вознес меня в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога.

11  Он имеет славу Божию. Светило его подобно драгоценнейшему камню, как бы камню яспису кристалловидному.

12  Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов; на воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых:

13  с востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот.

14  Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца.

15  Говоривший со мною имел золотую трость для измерения города и ворот его и стены его.

16  Город расположен четвероугольником, и длина его такая же, как и широта. И измерил он город тростью на двенадцать тысяч стадий; длина и широта и высота его равны.

17  И стену его измерил во сто сорок четыре локтя, мерою человеческою, какова мера и Ангела.

18  Стена его построена из ясписа, а город был чистое золото, подобен чистому стеклу.

19  Основания стены города украшены всякими драгоценными камнями: основание первое яспис, второе сапфир, третье халкидон, четвертое смарагд,

20  пятое сардоникс, шестое сердолик, седьмое хризолит, восьмое вирилл, девятое топаз, десятое хризопрас, одиннадцатое гиацинт, двенадцатое аметист.

21  А двенадцать ворот - двенадцать жемчужин: каждые ворота были из одной жемчужины. Улица города - чистое золото, как прозрачное стекло.Трое ворот - исповедание Троицы, три расы? (см. цвет жемчужин)

22  Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель - храм его, и Агнец.

23  И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его - Агнец.

24  Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою.

25  Ворота его не будут запираться днем; а ночи там не будет.

26  И принесут в него славу и честь народов.

27  И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни.

 

Я специально выделил некоторые места в тексте разными цветами, чтобы было легче следовать моим рассуждениям о «городе возлюбленном». Итак, мы можем при первом приближении и рассмотрении текста отметить для себя несколько фактов:

 

1. Город имеет четкий геометрический образ (и довольно внушительных размеров, чтобы не обращать на него внимания!).

2. Город сходит с неба (глагол употреблен в настоящем времени, т.е. процесс непрерывный).

3. Размеры града географические, а не космические или какие-нибудь другие.

4. Город имеет стены и определенное внутреннее устройство (Отк. 22).

5. Город существует во времени (Отк.20:7).

 

Я думаю, что ни для кого не секрет, что символ пирамиды (пирамидальной структуры управления миром) известен очень широко. Идеи человеческого мирового господства, как правило, имеют именно такую форму принципа управления. Для интересующихся данной темой существует соответствующая литература, которой теперь достаточно и в интернет. Но разговор сейчас не об этом, а о действии этой реально действующей доктрины.

            Итак, пирамида сегодня правит бал. Неизбежно сформируется тайное или явное мировое правительство (я не берусь доказывать уже доказанные факты, поэтому прошу верить на слово, оговариваю по этому поводу особо, т.к. среди христиан протестантского толка, к сожалению, очень мало кто интересуется этим вопросом), но народы мира, скорее всего, будут отсортированы на «черных и белых»: грязные производства, добыча природных ресурсов ложится на плечи одних государств, а потребление материальных благ, существование за счет экономических «штучек» у других (страны «золотого миллиарда»). И спрашивается, что же нам с этим делать? И почему во время расцвета одного символа, Бог указывает на другой символ в библейской книге Откровения? Случайно ли это? Соотнесение этих двух знаков – было моим первым интуитивным опытом. Нигде в писании больше не встречается описание геометрического символа столь четким образом. Стих 16: «Город расположен четвероугольником, и длина его такая же, как и широта». Это сразу наводит на мысль о функциональности этих знаков. Соответственно, политическое, экономическое, социальное, культурное управление пронизано их природой.

 

Итак, если пирамида – схема построения «нового мирового порядка» с единоличным управлением сверху, то напрашивается мысль – а не есть ли куб Божий – схема противопоставления мирового христианства «пирамидальному мировому порядку»?

 

«Вероятно, - подумал я, - это тоже схема управления». Так думал я до праздника Рождества 2003 года. Но обо всем по порядку.

 


Стены города

Стена – это конструкция. И это совершенно очевидно. Вспомним стену плача в Иерусалиме. Видны крупные каменные блоки, между которыми евреи по традиции вставляют молитвенные записки.

Вот что написано в Откр.21:

 

Стена плача в Иерусалиме

12 «Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов; на воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых:

13  с востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот.

14 Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца.

15  Говоривший со мною имел золотую трость для измерения города и ворот его и стены его.

16 Город расположен четвероугольником, и длина его такая же, как и широта. И измерил он город тростью на двенадцать тысяч стадий; длина и широта и высота его равны.

17 И стену его измерил во сто сорок четыре локтя, мерою человеческою, какова мера и Ангела.

18  Стена его построена из ясписа, а город был чистое золото, подобен чистому стеклу.

19 Основания стены города украшены всякими драгоценными камнями: основание первое яспис, второе сапфир, третье халкидон, четвертое смарагд,

20 пятое сардоникс, шестое сердолик, седьмое хризолит, восьмое вирилл, девятое топаз, десятое хризопрас, одиннадцатое гиацинт, двенадцатое аметист.

21 А двенадцать ворот - двенадцать жемчужин: каждые ворота были из одной жемчужины. Улица города - чистое золото, как прозрачное стекло».

 

            Если смотреть на стену, то блоки в ней напоминают матрицу. Если же говорить о «богословии» геометрических знаков, то фигура куба скорее говорит о корпоративной природе власти. Вспомните о матричной схеме управления из теории менеджмента. Тогда блочные слои скорее напоминают «эшелоны власти». Но, скорее всего, речь идет даже не о форме или структуре управления.


            Этот новогодний праздник 2003 г. я встречал у одного брата из баптистской церкви, и обнаружил у него книгу известного историка Л.Н. Гумилева [1]. Эта работа о теории этногенеза - формы сосуществования людей, органически входящих в биосферу. Основная идея его книги в том, что мировая история – это история развития этносов (см. словарь терминов в конце статьи). Этносы же – это устойчивые формирования, напоминающие мозаику (!). Т.е. один этнос плотно соприкасается с другим, причем оба устойчивы в своем развитии и могут сосуществовать сотни лет. Сами этносы формируются за счет определенного типа людей – пассионариев, т.е. людей в обществе, поведение которых имеет отклонение от типичного на данной территории. Т.е. пришел православный христианин на территорию русичей – вот тебе и православный этнос! Заселили протестанты американский континент – появились американцы. А сколько этносов в самом протестантизме!

            Кстати, по поводу пассионарности есть два принципиально разных подхода. У людей ученых неверующих пассионарии – это группа людей с мутациями, или дегенератов, т.е. это позиция теории эволюции, где человек рассматривается как высокоорганизованное животное со своей эволюцией (для примера читайте книгу Виктора Суворова «Протоколы красных мудрецов»).

            У верующих ученых (и у Гумилева, в частности) есть теория управляемой мутации. Т.е. отклонение – это факт, но что есть его первопричина? Когда появляется тот или иной пассионарный признак? Ведь таланты и гении рождаются не всегда и не в один день подряд. Вспомним поговорку «все в свое время». В результате мы имеем мозаичное наполнение антропосферы земли этносами. Один человек, как правило, принадлежит одному этносу. Например, русский (россиянин) в подавляющем большинстве случаев православный славянин. За границей мы ассоциируем себя русскими людьми, а по культурной и религиозной линии с православием. Это говорит о том, что каждая исторически сложившаяся конфессия формирует свой этнос.

            Как видим, понятие этносов более высокого порядка, чем просто понятия «интеграции» и «глобализации», ведущие к разрушению чужих этносов и навязывание идей «красоты, здоровья и богатства» как самоцели существования вида homo sapiens.

            Но это только то, что мы видим в «видимой части спектра». Что же мы не видим? Не видим закулисную игру формирующегося мирового правительства, деление мира на «золотой миллиард», попасть в который и должно стать престижем и недосягаемой мечтой для многих, целью всех остальных людей в планируемой пирамидальной системе отношений. Я попутно подумал, что с не меньшим интересом поехал бы в какую-нибудь небольшую страну, например, Зимбабве, где есть христиане и с удовольствием пообщался бы там с ними. Мой первый пастор африканец, я могу себе позволить представить образ жизни и менталитет этих людей. Поверьте, эти возможности будут, но мир все равно «переболеет» конусной чумой. Всякий народ на своей территории может то, что не может другой при прочих равных условиях. Вот что не видят теоретики геометрических построений.

        Основание же стен города с неба украшено драгоценными камнями. Что есть эти камни? В Ис.60:18 встречаем упоминание стены Иерусалима: «Не слышно будет более насилия в земле твоей, опустошения и разорения - в пределах твоих; и будешь называть стены твои спасением и ворота твои – славою». Серафим Саровский сказал: «Нет нам дороги унывать – Христос все победил: Адама воскресил, Еву свободил, смерть умертвил». Победил тяжесть и скорбь, в которые превращаются мечты человеческие, оставившие изначальный творческий порыв без благодати Божией. Поэтому позвольте предложить трактовку камней брата Игоря Баринова (г. Воронеж), которая «случайно» оказалась у меня в руках в дни Рождества Христова 2003 г. Итак, 12 драгоценных камней появляются в качестве символов колен Израилевых (с начертанием имен) на наперснике первосвященника. В новозаветном понимании они раскрывают сущность добродетелей Христовых.

     

ониксВот таблица с фотографиями камней и толкованиями их значения блаж. Епифания, а также из словаря, энциклопедии, и толкованием брата Игоря Баринова (которое, на мой взгляд, заслуживает внимания, дабы «явились искусные»). Присутствуют ссылки к дополнительной информации в интернет:

 


Камень

Толкование Баринова Игоря

Блаж. Епифаний

(упоминается в работе Андрея Кессарийского)

Библейский словарь Брокгауза

Другие источники

яспис

Стены построены из ясписа. Камень света. Это вера. Ее потеря вызывает оцепенение и страх.

Яспис, подобно смарагду, зеленоватым цветом означает верховного Петра, который мертвость Христову носил в теле, показал непрестанно цветущую и неувядаемую любовь к Нему и наставил нас своею теплою верою на место злачное.

 

ЯСПИС [евр. яшефэ; греч. иаспис]. Обычно под ясписом понимают яшму, но такое отождествление, скорее всего, неверно, ибо в соотв. с Откр. 21:11, яспис - совершенно прозрачный камень с ярким блеском. Яшма же обычно непрозрачна, имеет коричневатую или зеленоватую окраску и относится к полудраг. камням. Исходя из этого можно предположить, что в Откр. 4:3 речь идет о благородном опале;

ЯШМА ж. камень яспис, почти кремневой крепости, различных цветов и оттенков, образует целые первозданные горы; но яшма библейская должна быть иной, ценный камень. Яшмовая ваза, яшмовые столпы, яшмовая столечница, - печатка. Яшмовник, граненый или обделанный яшмовый камешек. Яшмовидный глинистый железняк. (Словарь В.И. Даля)

сапфир

Камень небесной глубины. Это смиренномудрие. В гордыне нет глубины. Она гнездится в суетном сердце.

Сапфир, подобный телу небесному, из которого, говорят, бывает и лазурь, означает, как думаю, блаженного Павла, восхищенного до третьего неба (2 Кор. 12,2) и привлекающего туда, где он имеет свое жительство, всех его слушающихся.

САПФИР [евр. саппир; греч. сапфейрос]. Упоминаемый в Библии под этим названием Д.К., видимо, не является сапфиром в совр. понимании; скорее всего, это лазурит - минерал класса силикатов, ярко-синий камень, нередко с белыми и золотистыми включениями, встречается также в Азии. Сапфир был вторым камнем второго ряда в наперснике первосвященника (Исх. 28:18) и будет вторым камнем в основании стены нового Иерусалима (Откр. 21:19). В Плач. 4:7 внешний вид князей Иерусалима сравнивается с блеском сапфира. В древности этот минерал причислялся к Д.К. и высоко ценился (Иов 28:16; ср. также Песн. 5:14; Ис. 54:11). Во времена Моисея 70 старейшин сравнивают то, что находилось под ногами Бога, с "работой из чистого сапфира" (Исх. 24:10);        

 

халкидон

Камень различных цветов, строением как почка или гроздь. Это скорби наши. Избегающий скорбь не воспитает в себе доброго плода, потому что питает уныние и скуку.

Халкидон не носился на нарамнике первосвященника, но анфракс, не упоминаемый здесь. Поэтому мы думаем, не назван ли этим именем святой анфракс. Анфракс же — уголь и означает блаженного Андрея, возжженного Духом.

ХАЛКИДОН, халцедон [греч. халкедон], минерал класса силикатов, разновидность кварца со скрытокристаллической мелковолокнистой структурой. Бесцветный или светло-серый полудраг. камень, получивший свое название от города Халкедона на Босфоре. Халкидон назван третьим камнем в основании стены нового Иерусалима (Откр 21:19);

 

смарагд

Как сердцевина радуги. Это любовь, или собор всех добродетелей. Словно мука рождения она превозмогает всякое злодейство, печать самоистребления.

Четвертое — смарагд. Смарагд имеет зеленый цвет, питается елеем и получает от него блеск и красоту; означает он проповедь евангелиста Иоанна, умягчающего наше душевное от грехов сожаление и уныние Божественным елеем и даровавшего нам неослабную веру своим Богословием.

СМАРАГД, ИЗУМРУД [евр. барекет, барекат; греч. смарагдос], вост. смарагд - это прозрачный зеленый берилл, который встречается в Верхнем Египте. Смарагд был третьим камнем первого ряда в наперснике первосвященника (в Исх 28:17; 39:10 это, возм., также зеленый полевой шпат). В Тире изумруды использовали для изготовления ювелирных украшений (Иез 28:13). В НЗ смарагд - четвертый камень в основании стены нового Иерусалима (Откр 21:19). Иоанн сравнивает с этим камнем радугу вокруг Божьего престола (Откр 4:3);

 

сардоникс

Телесно-жемчужный камень, будто струя материнского молока. Это милосердие. В нем является неискаженная человеческая мера. Жестокость искажает правду, она облегчает поступок, отрывая его от сердца.

Этим камнем, имеющим цвет блестящего человеческого ногтя, означается Иаков, прежде других умерщвленный за Христа, на что и указывает ноготь, не испытывающий боли при обрезывании.

САРДОНИКС [греч. сардонюкс], разновидность халцедона с коричневыми или красными и белыми прожилками. Пятый камень в основании стены нового Иерусалима (Откр 21:20)

 

сердолик

Полон золотого огня. Это самопожертвование. Оно дарит человеку тайну красоты и совершенства. Самолюбие человеческое отвергает таинство жизни. Оно украшает себя через срам.

Оранжево-блестящий по цвету и целебный при опухолях и ранах от железа, сардий обозначает, как я думаю, красоту добродетелей блаженного Филиппа, просвещаемых огнем Духа Божия и врачующих раны душевные, получаемые от диавольского уязвления.

САРДИС, САРДОЛИК [евр. одем; греч. сардион], вероятно, соотв. сердолику, минералу класса силикатов, оранжево-красного цвета, разновидности халцедона. Сардис - первый камень первого ряда в наперснике первосвященника (Исх 28:17, Синод. пер. "рубин") и шестой - в основании стены нового Иерусалима (Откр 21:20). Высоко ценился (Иез 28:13; в Синод. пер. - "рубин"); в его блеске Иоанн видел Божью славу (Откр 4:3);

 

хризолит

Точно волна, отразившая солнце. Это умиление. Не вмещая благодарности к Творцу своему, душа впадает в сладострастие и брезгливость.

Хризолиф, блестящий как золото, быть может, означает Варфоломея, украшенного многоценными добродетелями и блистающего Божественною проповедию.

ХРИЗОЛИТ (топаз?-Иез.1:16 библ. Онлайн) [греч. хрюсолитос, "золотой камень"], желто-зеленый прозрачный минерал класса силикатов, встречающийся преимущ. в Египте и Нубии. Хризолит назван девятым камнем основания стены нового Иерусалима (Откр 21:20; в Синод. пер. - "топаз"). Антич. хризолит - это (как и в ВЗ) совр. топаз;

 

вирилл

Камень медоточивого вида. Это бескорыстие. В его отсутствие в человеке остается нагромождение и неумеренность.

Этот камень цвета моря и воздуха, как я думаю, обозначает Фому, совершившего далекое путешествие для спасения индийцев.

ВИРИЛЛ, берилл [греч. берюллос], минерал класса силикатов, окраска разнообразн.: голубая, желтая, зеленая, розовая. В Откр. 21:20 вирилл назван восьмым камнем в основании стены нового Иерусалима;    

БЕРИЛЛ - минерал, силикат бериллия и алюминия, Al2Be3[Si6O18]; встречается в виде призматических кристаллов, иногда очень крупных. Цвет очень разнообразный, зависит от примесей. Твердость 7-8. По цвету различают такие разновидности берилла: августит - темно-синий; аквамарин - голубой, голубовато-зеленый, зеленовато-голубой; б а ц ц и т - бледно-голубой; берилл благородный обыкновенный - образцы с бледной окраской (термин употребляется только в ювелирном деле); воробьевит, морганит, аметист-базальтин, биксбит - красный, розовый, фиолетово-розовый; гелиодор, аквамариновый хризолит, давидсонит - желтый, золотисто-желтый или оранжево-желтый; гешенит - яблочно-зеленый или коричнево-зеленый; гошенит - бесцветный призматический; изумруд - густо-зеленый, ярко-зеленый, меньше травяно-зеленый; максис-берилл - индигово-синий, синий из месторождении Бразилии; ростерит - бесцветный или бледно-розовый. По Дж. Кунцу, в древности бериллом называли только желтые образцы. Стойкость окраски зависит от характера окрашивающих агентов: аквамарин и воробьевит на солнце бледнеют, "выцветают", другие разновидности более стойки по отношению к солнечному свету. Оранжево-желтая окраска гелиодора, обусловленная примесью железа, при нагревании до 400 С может исчезать или переходить в синюю.

Большинство разновидностей берилла с древности используется в ювелирном деле, хотя из-за различной окраски они считались разными камнями. Наиболее ценными считаются изумруды красивой окраски. Происхождение названия не установлено. В настоящее время разработана технология "облагораживания" образцов непривлекательного цвета - желтые и желто-зеленые бериллы после нагревания в автоклавах и гамма- или нейтронного облучения приобретают стойкую зеленую. голубовато-зеленую или голубую окраску. Берилл - обычный минерал гранитных пегматитов, в СССР добываются различные его разновидности на Урале, Украине, в Забайкалье, Наиболее известные месторождения мира находятся в Бразилии, Колумбии, Южной Африке, на Мадагаскаре.

топаз

Всякому цвету придает твердость и чистоту вида. Это сострадание. Без него роль попечителя нашего крадет злорадство.

Топаз, подобный анфраксу по черному цвету и источающий, по рассказам, млекообразный сок, исцеляющий глазные болезни, может быть, обозначает душу блаженного Матфея, объятую ревностию и украшенную пролитою кровию за Христа; она врачует Евангелием слепых сердцем и предлагает млеко новорожденным в вере.

ТОПАЗ (хризолит? Иез.1:16 – библ.онлайн) [евр. питда; греч. топадзион], минерал класса силикатов, прозрачный, чаще желтый, с оттенками от коричневого до светло-голубого. Возм., в ВЗ топазом назван хризолит. Он был вторым камнем первого ряда в наперснике первосвященника (Исх 28:17). Эти Д.К. привозили из Эфиопии (Иов 28:19), они были известны и в Тире (Иез 28:13). В новом Иерусалиме топаз будет девятым камнем в основании стены (Откр 21:20);

 

 

хрисопрас

Зелень весеннего всхода. Это надежда. Она как опора раскаяния. Противник покаяния полагает опору в отчаянии.

Превосходящий блеском золото, хрисопрас означает блаженного Фаддея, благовестившего царю одесскому Авгарю Царство Божие, означаемое золотом, и мертвость в нем, знаменуемую просом.

ХРИСОПРАС, хризопраз [греч. хрюсопрасос, "золотисто-зеленый камень"], полудраг. камень, разновидность халцедона. Этот матовый камень часто путают с собственно халцедоном. Хрисопрас назван десятым камнем в основании стены нового Иерусалима (Откр 21:20);

 

гиацинт

Подобие живой крови. Это ревность о Боге. Ревнующий самого себя погребен беспечностью и ничтожеством.

Гиацинт лазоревого или небесного цвета означает Симона, как ревнителя Христовых дарований, получившего небесную мудрость.

ГИАЦИНТ [греч. гюакинтос], минерал класса силикатов, Д.К. коричнево-красного, желтоватого, реже - зеленоватого цветов. Бывает бесцветным, как вода (аквамарин), или голубым (берилл или бирюза). Гиацинт назван одиннадцатым камнем в основании стены нового Иерусалима (Откр 21:20)

ГИАЦИНТ - прозрачная разновидность циркона красного, оранжевого, красно-бурого, розового цвета; окрашен примесями иттрия, лантаноидов и ниобия; красно-бурый гиацинт при прокаливании обесцвечивается либо становится синим, голубым. Ювелирный, ограночный материал, известный и используемый с древности для вставок в украшения. Считался талисманом от заразных болезней (в основном от чумы), ядов и удушья. Необходимо отметить, что в древности гиацинтом называли какой-то голубой камень: бледный сапфир или тот же циркон, обработанный нагреванием. Назван от греч. "гиакинтос" - наименование цветка. По греч. мифу Гиацинтом звали сына спартанского царя. Он погиб соревнуясь с богом Аполлоном в метании диска, а капли его крови стали цветами. Синонимы: жаргон, иакинф, лигирий, перадоль, топаз гиацинтовый.

ГИАЦИНТ ВОСТОЧНЫЙ (устар.) - оранжево-желтый и оранжево-красный корунд. Синоним - гиацинт-топаз.

аметист

Прозрачен как затаенный родник. Это терпение и кротость. В них мы достигаем своего начала. Всякого безначалия требует раздражение и упрямство. В них мы подобны ветреному любовнику, неспособному сохранить душу как невесту и оскорбляющему истинного Жениха.

Аметистом, багряным по цвету, означается Матфей, получивший огонь Божественный при разделении языков и заменивший отпавшего апостола за пламенное благоугождение Христу, избравшему его.

АМЕТИСТ [евр. ахлама, греч. аметюстос], прозрачные кристаллы кварца пурпурной или фиолетовой окраски. Этот Д.К. ввозили в Палестину из Эдома, Египта, Галатии и с Кипра, а отдельные экземпляры - из Испании и Индии. Аметист использовался, гл. обр., для изготовления колец с печаткой. По поверию древних греков, аметист охраняет от опьянения; иудеи верили, что этот Д.К. навевает тому, кто его носит, приятные сновидения. Аметист - третий камень третьего ряда в наперснике первосвященника (Исх 28:19; 39:12) и двенадцатый - в основании стены нового Иерусалима (Откр 21:20)

АМЕТИСТ - фиолетовая разновидность прозрачного или полупрозрачного кварца, различной густоты и оттенков цвета от почти бесцветного бледно-фиолетового, голубовато-фиолетового до пурпурного, темно-фиолетового, почти черного; встречается в виде отдельных (обычно короткопризматических) кристаллов и друз, сростков нескольких или многих кристаллов, окраска вызвана примесью железа, обычно считается стойкой до температуры 300-500 СС, иногда бледнеет под воздействием прямого солнечного света или переходит при обжиге в желтую реже зеленую.

            Известен и используется с древности. В Китае из светлых аметистов вырезали флаконы и мелкие шкатулки. Первым письменным упоминанием аметиста считается сочинение Тиртамос, из Эреза (ученика Аристотеля) "О камнях". В Древних Греции и Риме из аметиста вырезали геммы, печатки, мелкие изделия. В средние века аметист высоко ценился и на Востоке и в Европе, где считался предпочтительным для украшений предметов церковного обихода н одежды священников. При посвящении в сан кардинала посвященному вручалось кольцо аметиста, отчего в католических странах камень назывался епископским, пастырским, а на Руси архиерейским. Для обычных украшений стал широко применяться в Европе с XVIII в. в России с конца XVIII в. В древности считался амулетом от опьянения н других видов невоздержанности и отравления. В середине века аметист дарили любимым. Его считали средством от морщин и веснушек, делающим человека бодрым, разумным, отгоняющим дурные мысли. Однако носить его следовало временами, а не постоянно. С XVII в. из него стали делать ожерелья, броши, бусы, вставки в кольца, серьги, запонки.

            Красиво окрашенные фиолетово-красные и фиолетовым образцы ценятся высоко и используются в дорогих ювелирных украшениях совместно с бриллиантами и изумрудами.

            Название традиционно считается производным от греч. "аметистос" - свободный от пьянства, средство против опьянения, хотя Г. Г. Леммлейн считал, что этот термин появился в греческом языке сравнительно поздно и был "осмыслением" какого-то иноязычного старинного названия. Другой вариант происхождения термина выводит его из древнееврейского "ахлама" - аметист. Синонимы: вареник, камень Бахуса, агат пурпурный и др.

            В настоящее время аметист выращивается в промышленных масштабах, от природного отличается только специальными методами, а также по более низкой теплопроводности: природный аметист, приложенный к щеке, дольше остается холодным медленнее нагревается.

            Аметист образуется в низкотемпературных гидротермальных условиях. До XVIII в. главным поставщиком его были о. Цейлон (ныне о. Шри Ланка), где его добывали из россыпей. В первой половине XVIII в. были открыты месторождения в Германии, затем в 1768 г. на Урале. В середине XIX в. стали интенсивно разрабатываться месторождения бразильских аметистов, иногда очень красивого темно-фиолетового цвета (хотя уральские традиционно считаются наиболее красивыми). В настоящее время у нас в стране аметист добывается на Урале, в Узбекистане и на Кольском полуострове. За рубежом известны месторождения в Бразилии, Уругвае, США, на Мадагаскаре, о. Шри Ланки и др.

12 камней откровения – не случайное сочетание. В них исполнено высшее единство. Не возможно совокупить их, если пропадает хотя бы один. Приобретая же один из них, мы приобретаем все в целом. В них, очевидно, связь и церковных добродетелей: терпение и кротость – это неизменное начало поста; ревность о Боге – нетленная риза поста; в надежде – неослабевающая нить поста; в сострадании милостыня, подобная Боговоплощению; в бескорыстии милостыня исповедует содействие Святой Троицы; в умилении милостыня не убывает; в скорбях зреет содержание молитвы; смиренномудрие хранит молитву глубоким молчанием; вера непререкаемой молитвой измеряет вечность; любовь созидает в нас животворящий крест; милосердие возлагает на нас крестную ношу; самопожертвование венчает распятие (И. Баринов).

график физических характеристик камней книги Откровение

Примечание. В настоящий момент времени я не смог связаться с братом Игорем, и не могу сказать об источнике информации при трактовке камней книги Откровения. Поэтому оставляю это на ваше усмотрение. Если же вам будет известен этот источник с трактовкой камней, или другой, то просьба сообщить об этом автору статьи, дабы он стал известен многим.

 

Теперь мы видим, что камни – это та «порода», которая формируется в «огненных печах» Церкви Христовой. Это воцерковленные люди всех христианских конфессий мира (т.е. исповедующих Никео-Цареградский символ веры, поэтому и ворот по трое с каждой стороны света). Церкви порождают камни, камни же украшают основания стен города возлюбленного.

 

Посмотрим на физические характеристики представленных камней книги Откровения в скалярных величинах для хорошего визуального соотношения на графике. Из представленных имеющихся характеристик видно, что параметры чередуются по величине.график физических характеристик камней наперсника первосвященника в Ветхом завете Т.е. ряд 4 (светлоголубой) – это двулучепреломление света (разность углов преломления для поляризованного света), ряд желтый – преломление обычного света, ряд вишневый – вес, ряд голубой – твердость. Камни с менее проявленными характеристиками стоят между камней с более проявленными характеристиками. «Стенка»! Так должно быть и у людей – более опытные и проявленные духовно поддерживают менее опытных. Это принцип жизни общества.

 


Теперь посмотрим характеристики камней в наперснике первосвященника. В середине его провал – напоминает изменение, новое рождение христианина в мир. Это принцип жизни одного человека. Но умозрительные характеристики камней на графиках в совокупности действительно разнятся. На сколько оправданы такие рассуждения – это вопрос математикам со статистическим анализом и теорией вероятности. У меня просто пока нет времени все эти направления охватить. Могу сообщить дополнительную информацию по неточностям перевода самих камней, т.к. за давностью лет нет полной уверенности у нашей христианской науки по поводу этих самых пород. Это повод к исследованиям.

 

Какая может быть польза от этих знаний

Какие имеются основания считать понятие «Новый Иерусалим» не только небесным, но и земным феноменом, и какие приметы сегодняшнего дня говорят об этом? Какая вообще от этого знания может быть польза?

Обратимся к писанию.

 

Отк.21:2 «И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего»

 

говорит о том, что город этот новый (kainov – греч. новый 1. не бывший в употр.; 2. свежий; 3. недавний; 4. неизвестный). Город не мог быть в то время, когда только возникла церковь. Он появляется во времени. Город сходящий (katabainw - сходить (вниз), нисходить, спускаться) – причастие настоящего времени, т.е. действие происходит сейчас, в момент расшифровки этого понятия. Это есть как бы проекция небесного града на землю. Кстати, у города тоже брачное состояние, что и у церкви Христовой, т.е. это готовность к встрече жениха! Город украшен добродетелями Христовыми!

 

Отк.21:24 «Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою».

 

Речь идет явно о земных власть предержащих и народах мира. Кстати, слово «земные» в оригинале имеет первое значение gh почва, мир, планета.

 

Отк.21:4 «И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло».

 

Здесь penYov - плач, скорбь, печаль, горесть. ponov – (переведено как «болезнь») 1. напряженный труд, изнурительная работа, забота; 2. страдание, мучение, скорбь, боль, болезнь. Прежнее «прошло» - apercomai - 1. уходить, удаляться, отходить, отправляться, расходиться (о слухе), отплывать. Как видим, речь идет о временных процессах перехода. Это совсем не значит, что болезни просто исчезнут (поверьте, я сам того желал бы!), – а подлежащее говорит о труде и заботе которые изнурительны, - они исчезнут.

 

Отк.20:8  «И вышли на широту земли, и окружили стан святых и город возлюбленный».

 

Как видим, этот стих тоже говорит о земных широтах града, к тому же слово «широта» означает измерение расстояния. А на современном языке есть и координата с таким же названием.

            Город – не просто понятие. У Иерусалима должны быть стены – фестивальные культурные стены прославления, которые противостанут мирской культуре поклонения материальным благам как самоцели, а также агрессии, пропаганде насилия и т.п. Золотой город есть нечто креативное, интеллектуальное, творческое. Это есть возможность сосуществования в открытом информационном мире. Проявляется целый пласт этой богословской темы, передать который я сейчас не в состоянии, т.к. для этого требуется огромное количество работы над такими местами как Мк. 4, Иер.31, Ос. 10, 11, Ис. 21, 28, 32, 33, 35, 54, Зах.1, Мих.1, 2, 4, Пс.44 – 47, 59, Неем. С течением времени я постараюсь дать трактовку этих мест писания, обязательно учитывая классические источники знаний на этот счет. Приглашаю всех на интереснейший духовный и интеллектуальный пир!

 

Вторая высота стен и их направление

В описании стен нового Иерусалима высота стены указана два раза, первый раз это расстояние указано от 2088-2760 км., а второй раз 144 локтя Отк.21:17 «И стену его измерил во сто сорок четыре локтя, мерою человеческою, какова мера и Ангела». 144 локтя – это «стенка» из 72 человек, командой взявшихся за руки локтями. На эту мысль меня навела последняя поездка на фестиваль «Вифлеемская звезда» в Рождественский праздник 2003 года. Для артистов и команды организаторов был нанят двухэтажный автобус, вмещающий 50 человек. С нами ехал автобус со звукоинженерами – около 5 человек. Если добавить команду местных продюсеров, а также обслуживающий персонал площадок, рекламщиков, то 72 вполне наберется. Но суть не в этом, а в команде христиан. Состав выступающих был интернациональным и «интерконфессиональным» - православные, баптисты, методисты, харизматы, пятидесятники и т.п., всех не помню. Эта творческая высота христианской культуры. Действительно у христиан всех конфессий есть общее качество - это прославление нашего Господа! Так под хоругвями все и выступали как воины Христовы под знаменем. Это было непередаваемое торжество!
(См. участники библейских событий)

 

Город на карте

Есть у этой поездки (кстати, в этом году фестиваль впервые был выездной!) и еще одна интересная деталь. Группа, планировавшая поездку, определила два направления гастролей. Следите: Москва-Новороссийск-Краснодар-Майкоп-Астрахань-Элиста-Пятигорск; Москва-Кемерово-Новокузнецк-Прокопьевск-Томск-Барнаул.

            К сожалению, поездка по восточному запланированному маршруту не состоялась по экономическим причинам, но сами маршруты дали повод для размышления.

            Я принимал участие в этих гастрольных турах и отвечал за сценические декорации. Они были простыми: хоругви с изображением лика «Спас нерукотворный», звездой и названием фестиваля «Вифлеемская звезда». На обратном пути с южного направления путь лежал в Москву через г. Воронеж, где я жил до 1999 г. Я решил на пару дней навестить родных, поэтому остался там по пути к столице. Зашел к одной православной сестре Татьяне, у нее дома оказался глобус, и я решил отмерить расстояние от Москвы до, например, Астрахани. Интуиция подсказывала важность широты первой (южной) группы городов тура. Отмеряю – около 1500 км. Расстояние слишком не подходит к указанным в откровении 12000 стадиям.

            Мои рассуждения были следующие. Если по Гумилеву история формируется под влиянием пассионариев и это управляемый небом процесс, то идея нового Иерусалима должна подспудно «работать» в головах и других христиан – участников проекта гастролей! Я предварительно ни беседовал, ни участвовал в определении этих городов поездки. Т.е. два направления передвижения «спроецированы» небом в умы этих людей.

            Смотрю карту дальше. Нет, Москва, видимо, не тот город, от которого надо держать отсчет. Слишком стала похожа на Вавилон.

            Может быть Питер? Это город-символ православного самодержавия, бывшая столица Российской империи. Отмеряю – около 2000 км. Горячее. Не хватает каких-то 200 км. Южнее выход в Каспийское море. Хорошо, смотрим расстояние от южной группы до Зауралья. То же расстояние и под прямым углом! Значит, Гумилев прав? Что заставило людей выбрать данный маршрут с далеко не значимыми городами по обоим направлениям? Завершаю географический квадрат, который полностью вписывается в территорию евразийского континента. Делюсь впечатлениями с Татьяной. Небольшие сомнения остаются от того, что глобус не большой по размеру, но предчувствие духовного открытия наполняет тихой радостью. «В Москве проверю еще раз», - говорю я, и мы пьем чай.

 

На карте показаны предполагаемые «стены» нового Иерусалима в диапазоне от длины внутреннего периметра 2088х2088 км. до внешнего периметра 2750х2750 км. Размеры взяты из справочников. Таким образом, внутренняя толщина «стен» - есть погрешность длины стадии по справочнику расстояний. Но это не принципиально, т.к. град здесь - понятие в первую очередь духовное и до определенной степени условное, но не совсем!

После приезда в Москву я повторил «эксперимент» с глобусом у брата Игоря из Пресвитерианской церкви. У него был глобус такого же размера. Для верности я также вырезал квадрат из бумаги, с обозначенным диапазоном погрешности длины. Все совпало. И тут я поставил глобус с бумажным квадратом на стол (до этого я мерил расстояния, когда держал глобус на коленях)… И увидел еще одно совпадение – плоскость проекции града совпадает с плоскостью земной орбиты, а значит и солнечной системы! Это не есть точность математического доказательства увиденного, но определенная условность показывает на правильность направления выводов. Я не знаю, есть ли здесь еще один сакральный смысл, но если человек освоит солнечную систему, то принципы небесного града распространятся и в небесах буквально физических! Я, по крайней мере, в это верю.

 

Как проверить эти факты

А теперь традиционный вопрос: что делать? Исходя из полученной информации и личного опыта ясно одно – быть разномыслию. Во всяком случае, я должен поделиться своими откровениями со всеми. Бог сам все расставит на свои места. Если обозначенная символическая территория действительно находится на указанной территории, то можно только радоваться, ибо здесь обозначено место, которое будет одолевать, но не одолеет мирское зло, которое к тому же станет центром прославления нашего Господа!

            Можно только догадываться о дальнейшем развитии мировых событий. В видении Нового Иерусалима содержатся духовные ценности, не идущие ни в какое сравнение с шаблоном «здоровья, красоты и богатства». Зрите в корень. Бог вочеловечился, что бы мы обожились. Мир христоцентричен и познаваем через Христа. Познание Его и есть смысл существования homo sapiens.

            Интересно, что стены града служат для защиты от… человеков. Тех человеков, которые делают зло во всякое время. Если в Ветхом Завете были весьма жесткие правила выживания народа среди диких языческих племен, и эти принципы кажутся порой жестокими с позиции сегодняшнего дня, то в Откровении Бог вынужден защищать Свое тело от посягательств людей.

            Так же здесь есть и некоторый принцип ковчега – его описание (Быт.6:15). Когда стены будут построены, то мир сгорит в собственных страстях, а останутся те, кто имеет запечатление Божие на своих челах, а не печать дракона (Отк.9:4).

 

Теперь несколько просьб.

            Во-первых, недостает информации по высотам орбит вещательных спутников 2088-2760 км., которые также находятся в проекции высоты вышеупомянутого куба. Я сам работал 2001 – 2002 г. на спутниковом христианском радио «Новая жизнь». В начале вещание было со спутника связи LMI-1, а с 2003 г. на двух спутниках Ямал-100 и Eutelsat W4.

            Во-вторых, хотелось бы знать количественную информацию о христианских церквях этой и близлежащих территорий. Вероятно, их именно здесь будет более всего как по деноминационному признаку, так и по количеству церквей (хотелось бы и по количеству людей в церквях).

            В третьих, если на то воля Божия, то я поздравляю вас новым творением Божиим – градом возлюбленным, сходящим с неба! Бог творит все новое. Аминь.

 

Важно! Явление Нового Иерусалима, града возлюбленного должно свести на нет те кажущиеся на первый взгляд противоречия, которые возникают при попытке сближения различных христианских конфессий. А это уже вопрос богословский. Но, кажется, он разрешается в нашу пользу. Зная принцип градостроительства, наши конфессии получают превосходнейший путь к миру и взаимопониманию.

 

Ис.54: «1 Возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, немучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа, говорит Господь.

2  Распространи место шатра твоего, расширь покровы жилищ твоих; не стесняйся, пусти длиннее верви твои и утверди колья твои;

3  ибо ты распространишься направо и налево, и потомство твое завладеет народами и населит опустошенные города.

4  Не бойся, ибо не будешь постыжена; не смущайся, ибо не будешь в поругании: ты забудешь посрамление юности твоей и не будешь более вспоминать о бесславии вдовства твоего.

5  Ибо твой Творец есть супруг твой; Господь Саваоф - имя Его; и Искупитель твой - Святый Израилев: Богом всей земли назовется Он.

6  Ибо как жену, оставленную и скорбящую духом, призывает тебя Господь, и как жену юности, которая была отвержена, говорит Бог твой.

7  На малое время Я оставил тебя, но с великою милостью восприму тебя.

8  В жару гнева Я сокрыл от тебя лице Мое на время, но вечною милостью помилую тебя, говорит Искупитель твой, Господь.

9  Ибо это для Меня, как воды Ноя: как Я поклялся, что воды Ноя не придут более на землю, так поклялся не гневаться на тебя и не укорять тебя.

10  Горы сдвинутся и холмы поколеблются, - а милость Моя не отступит от тебя, и завет мира Моего не поколеблется, говорит милующий тебя Господь.

11  Бедная, бросаемая бурею, безутешная! Вот, Я положу камни твои на рубине и сделаю основание твое из сапфиров;

12  и сделаю окна твои из рубинов и ворота твои - из жемчужин, и всю ограду твою - из драгоценных камней.

13  И все сыновья твои будут научены Господом, и великий мир будет у сыновей твоих.

14  Ты утвердишься правдою, будешь далека от угнетения, ибо тебе бояться нечего, и от ужаса, ибо он не приблизится к тебе.

15  Вот, будут вооружаться против тебя, но не от Меня; кто бы ни вооружился против тебя, падет.

16  Вот, Я сотворил кузнеца, который раздувает угли в огне и производит орудие для своего дела, - и Я творю губителя для истребления.

17 Ни одно орудие, сделанное против тебя, не будет успешно; и всякий язык, который будет состязаться с тобою на суде, - ты обвинишь. Это есть наследие рабов Господа, оправдание их от Меня, говорит Господь».

 

Это еще один подарок от Господа по благодати. Итак, надлежит быть разномыслию. Но есть ли право делить церкви, т.е. заниматься раскольничеством? А это тема отдельного будущего разговора (см. Мартин Лютер «Открытое увещевание ко всем христианам воздержаться от смуты и мятежа»).

            Как мне видится, есть путь к восстановлению стен Нового Иерусалима, исходя из содержания книги пророка Неемии. Не зря же целая книга посвящена стенам города! Молитесь, братья и сестры за успех этого предприятия и давайте начнем думать и работать в этом направлении.

 

Парадокс времени

Какие еще могут быть косвенные доказательства изложенному выше?

 

Иер.31:

38  Вот, наступают дни, говорит Господь, когда город устроен будет во славу Господа от башни Анамеила до ворот угольных,

39  и землемерная вервь пойдет далее прямо до холма Гарива и обойдет Гоаф.

40  И вся долина трупов и пепла, и все поле до потока Кедрона, до угла конских ворот к востоку, будет святынею Господа; не разрушится и не распадется вовеки.

 

Здесь на схеме древнего Иерусалима: башня Анамеила – башня Хананела (около ворот №6); ворота угольные - №7. Где Гарив и Гоаф – неизвестно. Интересно, что на карте измерение идет от башни Хананела (вероятно башня названа именем человека), а на проявленной карте этой точке примерно соответствует город Архангельск, причем условно башня Меа соответсвует (?) второму городу на внутренней линии - Марьян-Мару (Меа?); ворота угольные (угловые) соответствуют г. Санкт-Перебург (ворота в Европу?); Холм Гарива – Кавказ (?). Конские ворота (№13) – последняя упоминаемая точка обмера города (степи Казахстана?).

            В направлении обхода можно заметить следующее: обмеряемая стена не является стеной второго храма Соломона. Вервь протягивается в другую сторону по «стенам» исключая место храма. Хотя «логичнее» было бы протянуть вервь в первую очередь для обмера храма, тем более, что пророк Иезекииль описывает будущий храм в деталях, который… находится внутри квадратного двора со стенами (Иез.40:47)!

           

В Отк.11 читаем:

1  И дана мне трость, подобная жезлу, и сказано: встань и измерь храм Божий и жертвенник, и поклоняющихся в нем.

2  А внешний двор храма исключи и не измеряй его, ибо он дан язычникам: они будут попирать святый город сорок два месяца.

 

Внешний двор храма дан язычникам, которые будут его попирать.

Давайте «измерим» храм Иезекииля при помощи «прибора писца» – компьютера. На все не хватает времени. Есть желающие построить 3-х мерную модель храма (см. плоскостные чертежи)?

 

Так что же имеет ввиду пророк Иезекииль?..

 

Продолжение следует.

 

Пишите на         gorodsneba@narod.ru

 

С любовью во Христе,

Александр Горшечник.

 

Зах.1:

16  Посему так говорит Господь: Я обращаюсь к Иерусалиму с милосердием; в нем соорудится дом Мой, говорит Господь Саваоф, и землемерная вервь протянется по Иерусалиму.

17  Еще провозгласи и скажи: так говорит Господь Саваоф: снова переполнятся города Мои добром, и утешит Господь Сион, и снова изберет Иерусалим.

2:

1  И снова я поднял глаза мои и увидел: вот муж, у которого в руке землемерная вервь.

2  Я спросил: куда ты идешь? и он сказал мне: измерять Иерусалим, чтобы видеть, какая широта его и какая длина его.

3  И вот Ангел, говоривший со мною, выходит, а другой Ангел идет навстречу ему,

4  и сказал он этому: иди скорее, скажи этому юноше: Иерусалим заселит окрестности по причине множества людей и скота в нем.

5  И Я буду для него, говорит Господь, огненною стеною вокруг него и прославлюсь посреди него.


Ин.1
48 Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя.
49 Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев.
50 Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего.
51 И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.

 

 

Некоторые понятия и термины

Комплиментарность - положительная (отрицательная) - ощущение подсознательной взаимной симпатии (антипатии) особей, определяющее деление на "своих" и "чужих".

Мозаичность этноса – неоднородность этноса, определяемая наличием этнических систем более низкого ранга (субэтносов, консорций, конвиксий). Способствует адаптации этноса в этно-ландшафтной среде, не нарушая его единства. Внутреннее неантагонистическое соперничество подсистем этноса повышает его резистентность, делая его более гибким и способным к восстановлению после потрясений, а наличие в подсистемах различных стереотипов поведения позволяет этносу распространяться в разнообразных ландшафтах и налаживать контакты с непохожими друг на друга соседями. Мозаичность этнических систем является одной из сторон их иерархичности.

Ностальгия - ощущение несовместимости с иным этническим полем.

Пассеизм - ощущение времени, при котором прошлое вое принимается как единственная объективная реальность.

Пассионарии - особи, пассионарный импульс поведения которых превышает величину импульса инстинкта самосохранения.

Пассионарная индукция - явление трансформации поведения гармоничных особей и субпассионариев в присутствии пассионариев под влиянием пассионарного поля.

Пассионарное напряжение - см. Уровень пассионарного напряжения этнической системы.

Пассионарное поле - поле, обусловленное наличием биохимической энергии - пассионарности.

Пассионарность как характеристика поведения - избытка биохимической энергии живого вещества, порождающий жертвенность ради иллюзорной цели.

Пассионарность как энергия - избыток биохимической энергии живого вещества, обратный вектору инстинкта и определяющий способность к сверхнапряжению.

Пассионарный импульс - см. Пассионарный импульс поведения.

Пассионарный импульс поведения или пассионарный импульс - поведенческий импульс, направленный против инстинкта личного и видового самосохранения.

Полоса свободы - совокупность ситуаций, при которых возможен свободный выбор. Именно здесь осуществляется право отдельного человека на выбор тенденции развития (см. Биополярность).

Смерть - способ существования биосферных феноменов, при котором происходит отделение пространства от времени.

Справедливость - соответствие морали и этики.

Стереотип поведения – система поведенческих навыков, передаваемых из поколения в поколение путем сигнальной наследственности, специфичная для каждого этнического коллектива. С.п. складывается в процессе адаптации этнической системы к окружающей ее среде. Эта среда (ландшафтная и этническая) определяет неповторимый облик каждого этноса. Собственный с.п. людей воспринимается членами этнического сообщества как единственно возможный, нормальный стандарт взаимоотношений, образа жизни и действий людей.

Творчество - направленность поведения, возникающая в популяции вследствие пассионарного толчка.

Традиция культуры - сумма знаний и представлений, передаваемая по ходу времени от этноса к этносу.

Этнология – наука, изучающая закономерности возникновения, функционирования и взаимодействия этнических систем. Э. как естественнонаучная дисциплина была создана Л.Н. Гумилевым, который, обобщив факты этнической истории, обнаружил, что движут эту историю природные процессы, а сам этнос является естественно сложившейся формой коллективного сосуществования людей, органически входящей в биосферу. Вскрыв энергетический (пассионарный) механизм этногенеза, Л.Н. Гумилев заложил основу исследования этнических процессов и явлений при помощи методов естественных наук (географии и биологии).

Этнос устойчивый, естественно сложившийся коллектив людей, противопоставляющий себя всем другим аналогичным коллективам, что определяется ощущением комплиментарности, и отличающийся своеобразным стереотипом поведения, который закономерно меняется в историческом времени. Каждый Э. в той или иной степени внутренне неоднороден: внутри него выделяются субэтносы, консорции и конвиксии, которые могут возникать и распадаться, причем ощущение единства этноса как целого у их членов не теряется. Группа близких между собой этносов составляет суперэтнос. Л.Н. Гумилев ввел в учение об этносе системный подход, без которого оно зашло в тупик: попытки определять этнос через ряд признаков (язык, культура, территориальное единство, общность экономической жизни, самоназвание и т.д.) постоянно терпели неудачу, так как выявить основной, непременный для всех случаев этнодифференцирующий признак (к которому, таким образом свелся бы феномен этноса) оказалось невозможным, а совокупность признаков не определяет ничего, кроме рассматриваемого в данный момент объекта. Л.Н. Гумилев показал, что «вынести за скобки» можно лишь само признание этническим коллективом своего единства: «мы такие-то, а все прочие другие (не мы)». Это отождествление является отражением в сознании людей этноса как объективно существующей целостности и является разновидностью системной связи между объектами (людьми), а не их свойством (признаком). Дальнейшие исследования выявили, что рассматриваемые коллективы, выделяющие сами себя из окружающего мира, всегда обладают общностью поведенческих черт. Передаваемых из поколения в поколение с помощью механизма условно-рефлекторной сигнальной наследственности. Эти черты не случайны, они вырабатываются в процессе адаптации людей в этнической и ландшафтной среде и образуют собой стереотип поведения этноса.

            Стереотип поведения служит фундаментом этнической традиции, включающей в себя культурные и мировоззренческие устои, формы общежития и хозяйства, имеющие в каждом этносе неповторимые особенности.

            Чрезвычайно важно для понимания сущности Э. учение Л.Н. Гумилева о пассионарности. Оно дает возможность выявить и объяснить закономерности этногенеза, то есть вскрыть механизм возникновения, развития и распада этносов.

            Таким образом, сформулированная Л.Н. Гумилевым концепция этноса существенно отличается от существовавших ранее представлений. Автор данной концепции рассматривает этнос как природную общность, несводимую ни к каким другим типам объединения людей. Этим он решительно порывает с социологизаторской школой, рассматривавшей этнос как социальное явление, подчиняющееся законам общественного развития. Неверно также отождествление этноса с биологической популяцией: феномен этноса лежит в поведенческой сфере, хотя с каждым этносом связана популяция, изолированность которой обеспечивается эндогамией. В то же время скрещивание внутри данной популяции регулируется этнической традицией и не является в силу этого полностью свободным.

            Следующей ступенью в теории Э. является гипотеза Л.Н. Гумилева об этническом поле. Эта гипотеза не противоречит накопленным наукой фактам и нуждается в дальнейшей проработке.

Этносфера – сочетание всех существующих этноландшафтных целостностей – этносов и их этноценозов. Структура и энергетика Э. обусловлены ходом прошлых и современных процессов этногенеза. Э. является подсистемой биосферы Земли.

 

Библиография

1.      Л.Н.Гумилев. Этносфера: История людей и история природы. М.: «Экопрос», 1993.

2.      Л.Н.Гумилев. Этногенез и биосфера Земли.

3.      Св. Андрей Кесарийский. Толкование на Апокалипсис Святого Иоанна Богослова

4.      Библейская энциклопедия Брокгауза

Сайт создан в системе uCoz